Естествоиспытатель, меценат и почти святой: как доктор Гааз открыл минеральные источники Железноводска
215 лет назад на Кавказские Минеральные Воды прибыл немецкий доктор, учёный, гуманист Фридрих Гааз.
Фридрих Йозеф Лаврентиус Гааз появился на свет в августе 1780 года в крохотном городке вблизи Кёльна. Его отец Питер был аптекарем, а дед — врачом. Мальчик рос в многодетной католической семье и уже с ранних лет демонстрировал незаурядный интеллект — в 15 лет он окончил школу, а ещё через 2 года экстерном завершил обучение в Йенском университете, где одновременно изучал модную в ту пору философию и медицину. Его специализацией стали глазные недуги.
После университета молодой доктор отправился в Вену, где открыл частную практику. Уже тогда он заинтересовался воздействием природных факторов на человеческий организм, даже начал писать диссертацию под названием «Воздух, вода и болезни», но завершить её помешал брюшной тиф, которым заболел Гааз.
Лечил Тургенева и ГоголяС Россией Фридриха Гааза связал его медицинский талант. В ту пору в Европе служил дипломатом русский князь Николай Репнин-Волконский. У него была прогрессирующая слепота, с которой не могли справиться лучшие врачи. Талантливый немец вылечил и самого князя, и его супругу, которая тоже страдала от глазной болезни — трахомы. Потому вовсе неудивительно, что Репнины-Волконские не пожелали расстаться с умелым врачом и пригласили его в Москву на должность семейного доктора.
В России слава о чудесном враче распространилась мгновенно. Пациентами Фёдора Петровича — так на русский манер стали называть Гааза — стали князь Александр Барятинский, московский генерал-губернатор Дмитрий Голицын, учёный-ботаник Борис Фитингоф, поэт Иван Дмитриев, публицист Александр Тургенев и писатель Николай Гоголь.
В 1805 году Гааз справился с эпидемией коньюктивита в московском кадетском корпусе. Годом позже благополучно излечил глазные болезни у множества бедняков Преображенской богадельни, при этом отказавшись от оплаты своих услуг. Об этом стало известно императору, и в 1807 году Александр I назначил Гааза старшим врачом Московского госпиталя имени Императора Павла. В дальнейшем немецкий доктор получил место терапевта в Староекатерининской и Преображенской больницах. Но и это ещё не всё: императрица Мария Фёдоровна личным указом повысила доктора Гааза до главврача Павловской больницы. По её приказу Гаазу разрешили общаться с медперсоналом на латыни, так как русским языком он в то время владел слабо.
Первооткрыватель минеральных водВ 1809 доктор Гааз заболел лихорадкой и отправился поправлять здоровье на Кавказ. О целебной силе местных вод тогда уже было известно, но изучены они были мало. И доктор Гааз решил это исправить, совместив лечение с работой.
Прибыв в аул близ горы Железной, доктор отправился на поиски минерального источника, о котором был наслышан. Но самостоятельно найти его Гаазу не удалось. Помогли люди кабардинского князя Измаил-Бея Атажукова, которых тот направил на помощь доктору, узнав о его визите. Совместными усилиями и обнаружили железноводские ключи. Правда, железа в них оказалось не много: гораздо меньше, чем в кисловодском нарзане.
Фридрих Гааз остался в восторге от пребывания на водах, а потому решил повторить свой визит.
«Выгоды, которые я смог примерно подсчитать, оказались столь велики, что я решил снова приехать сюда следующим летом, дабы избавиться от непрестанно мучивших меня болей в груди. Так в 1810 году я попал в эти края вторично, и результаты лечения полностью оправдали мои ожидания»,— писал доктор в своём очерке «Мое путешествие на Александровские воды».
Таким образом, два года доктор Гааз посвятил изысканиям, результатами которых стали «Замечания о Кавказских Минеральных Водах» (составленные специально для Министерства внутренних дел), «Полный химический анализ Кавказских Минеральных Вод» и трактат «Моё путешествие на Александровские воды». Особо интересовали Гааза серно-щелочные источники, которые он изучал в Кисловодске и Ессентуках. Открытый доктором источник № 23 в Ессентуках носит его имя.
«Доктор Гааз — первооткрыватель Кавказских Минеральных Вод. Так глубокого их до него никто не исследовал. Немецкий натуралист Пётр Симон Паллас, например, больше изучал нашу природу и климат, нежели воды. А вот доктор Гааз некоторые анализы образцов нашей воды провёл в Москве, в Академии наук. Известна не только дата, но и точное время, когда он обнаружил железноводский источник — 26 июля (7 августа по старому стилю) 1810 года в 18:00. С этого вечера начинается официальная история курорта, после этого начали строить Железноводск и использовать воду для лечения»,— сообщила директор железноводского краеведческого музея Александра Чухно.
Гааз провёл химический анализ вод, изучил их газовый состав, рассчитал дебит и измерил температуру. После возвращения с Кавказа Гааз писал об исследованных образцах минеральной воды, что с точки зрения физики, химии и медицины они превосходят известные европейские источники.
Александр I высоко оценил труды Фридриха Гааза. За них император пожаловал доктору бриллиантовый перстень. Об этом свидетельствуют архивные документы.
После возвращения с Кавказа, Гааз продолжил изучать действие вод, исследуя солёные источники в Старой Руссе. А у подножия горы Железной тем временем забурлила курортная жизнь: приехали первые отдыхающие. Ввиду отсутствия инфраструктуры, жить им приходилось прямо в каретах или палатках. Затем туда переселили 40 казачьих семей — для охраны отдыхающих и предоставления им жилья. Спустя ещё некоторое время появились первые гостиницы и пансионаты, курортный парк, рынок и почтовая станция.
«Святой доктор»Бальнеотерапия была не единственным интересом доктора Гааза. По возвращении в Москву он написал несколько статей об инфекциях дыхательных путей, поучаствовал в создании первой в мире офтальмологической клиники, преподавал в Медико-хирургической академии. А в 1828 году вошёл в состав Попечительного комитета о тюрьмах.
Впервые соприкоснувшись с условиями пребывания в казематах, доктор ужаснулся: арестанты не получали никакой медицинской помощи, а в кандалы заковывали даже глубоко больных и немощных. С этого момента доктор Гааз всего себя посвятил облегчению участи заключённых. Он добился значительных улучшений тюремных условий, став главным врачом московских тюрем.
Стараниями Гааза от кандалов освободили пожилых и недужных, а сами оковы облегчили с 16 до 6 кг. При этом доктор испытывал кандалы лично: приказывал заковать себя в них и долго ходил по кабинету. Однажды за этим занятием его застал знакомый, поразившийся такому досугу.
Гааз организовал разделение узников по полу, возрасту и тяжести преступления, отменил одиночное содержание, разделил рецидивистов и впервые приступивших закон.
На средства доктора в 1832 году построили больницу при пересыльной тюрьме на Воробьёвых горах, а спустя четыре года там же появилась школа для детей арестантов, где иногда преподавал сам доктор. Также он организовал приют для детей заключённых и даже добился от городских властей недорогого съёмного жилья для жён узников.
В 1844 году стараниями Гааза в Москве открылась первая в стране клиника скорой помощи.
За доброту, неподдельное милосердие и сострадание к больным и заключённым Фридриха Гааза прозвали «святым доктором».
Фридрих Гааз скончался в 1853 году. Удивительно, но чрезвычайно деятельного врача быстро забыли. Интерес к столь выдающейся персоне возник лишь в начале XX века, когда юрист и литератор Анатолий Кони написал о Гаазе биографический очерк. Сразу после его публикации в Москве обновили его надгробие, а спустя несколько лет в здании бывшей Полицейской больницы открыли небольшой музей.
На водах в 1903 году в Ессентуках и Железноводске проявились улицы Гааза. А вот памятник первооткрывателю кавминводских источников установили всего пять лет назад. В 2019 году в Железноводске Каскадную лестницу украсил талантливо выполненный бюст Фридриха Гааза.
«Сыну немецкого народа, всем сердцем служившему России»,— гласит надпись на постаменте.
«Новобранцы нос не отрезали»: правда и вымысел о службе ставропольцев в царской армии