Секрет русского благородства

5 мая 1764 года в Санкт-Петербурге по указу императрицы Екатерины II основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём училище для мещанских девушек  – Смольный институт,

5 мая 1764 года в Санкт-Петербурге по указу императрицы Екатерины II основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём училище для мещанских девушек  – Смольный институт,  первое в России женское воспитательно-образовательное учреждение.   О жизни воспитанниц института благородных девиц можно прочитать не только в их мемуарах и в дневниках, но и в художественных произведениях, где можно найти живое описание институтских обычаев.

Из истории  

Идеологом новой системы образования выступил Иван Бецкой — личный секретарь императрицы.

Вдохновлённые идеями Просвещения Бецкой и Екатерина планировали создать ни много ни мало «новую породу людей» — развитых нравственно и интеллектуально, наделённых добродетелями. Новшество коснулось прежде все дворянства. Частью этого большого проекта стал и Смольный институт — первое женское учебное заведение в России.

В указе о его учреждении говорилось, что необходимо «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Для этого нужно было взять многообещающих девочек дворянского происхождения, оградить от влияния семей и воспитать в совершенно новом духе, превратив в добронравных воспитанных жён, которые потом распространяли бы дух просвещения и прекрасные манеры в обществе. Помимо учёбы, девицам предстояло участвовать в светских развлечениях, балах и прогулках, а также обедать у самой императрицы, которая символически заменяла им мать.

После смерти Екатерины в 1796 году Смольный институт благородных девиц перешёл в ведомство жены Павла I, императрицы Марии Фёдоровны. Под её руководством в Петербурге открылось ещё два института, а в следующем столетии сложилась целая сеть подобных образовательных заведений по всей стране, известная как Мариинские женские институты. И хотя постепенно стали появляться ещё и женские гимназии, институты не исчезли. К 1917 году в Российской империи насчитывалось 30 таких заведений.

Жизнь воспитанниц в художественной литературе

О. Вяземская  «Институтка. Любовь благородной девицы» .

Лиза Журавская – воспитанница Института благородных девиц. Душу ее тревожат странные ночные кошмары, в которых  она каждый раз тонет в болоте вместе с незнакомцем. Спустя время Лиза знакомится с артиллерийским офицером графом Раевским. Тем самым незнакомцем из ее снов. Любовь вспыхивает, как спичка. Но граф женат. И более того – супруга знает о полюбовнице. Обезумевшая графиня организовывает похищение Лизы и самого графа Раевского. Ревность – лишь повод, который давно искала графиня, чтобы воплотить кошмары институтки в жизнь.

 

Л. Чарская  «Записки институтки» .

Русская писательница, творчество которой долгие десятилетия было предано забвению, пользовалась в начале века исключительной популярностью и была «властительницей сердец» юных читателей. Повесть посвящена жизни воспитанниц Павловского института благородных девиц, выпускницей которого была и сама писательница. С сочувствием и любовью раскрывает она заповедный мир переживаний, мыслей и идеалов институтских затворниц.

 

В. Новицкая  «Безмятежные годы» .

Цикл повестей о Мусе Старобельской, ученицы закрытой женской гимназии конца XIX века.  Жизнелюбивая девочка проходит путь от «приготовишки» до выпускницы гимназии, от легкомысленной маленькой проказницы до умной, талантливой девушки, всерьез задумывающейся о жизни. Повести буквально наполнены живым Петербургом 1890-х годов с его редким солнцем и дождями, повседневным бытом и развлечениями. Они подробно воссоздают неповторимую атмосферу эпохи, на которую пришлись детство и юность автора.

 

Е. Кондрашова  «Дети Солнцевых» .

После трагической смерти отца две сестры поступают в женский институт на казенный счет. Старшей из них обучение в этом заведении поможет воспитать стойкость и характер. Младшая же станет отчаянной шалуньей и сорвиголовой... Жизнь воспитанниц мастерски описана автором, бывшей выпускницей Павловского института.

 

Т. Лассунская-Наркович  «Парфетки и мовешки» .

Такие разные девочки – добросовестные отличницы (парфетки) и бесшабашные озорницы (мовешки) - переживают в стенах института забавные, а иногда и жутковатые приключения, то воюют между собой, то клянутся в вечной дружбе, испытывают порой недетские страсти… Им приходится выносить разлуку с родным домом, с близкими, терпеть строгость преподавателей и жестокость институтских порядков. Девочки растут, учатся, взрослеют…

 

 

Последние новости

Новая процедура для пациентов в больницах

Больницы вводят инновационные методы для повышения качества обслуживания.

Международный форум по безопасности труда пройдет в Москве

С 10 по 13 декабря 2024 года в МВЦ «Крокус Экспо» соберутся специалисты в области охраны труда.

Прокуратура Октябрьского района проводит проверку

В рамках расследования прокуратура осуществляет контроль над соблюдением законности.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Алексине, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *