Необоснованная тревога: разбираем симптомы и способы диагностирования со ставропольским врачом-психиатром
Власть и сила, которой обладает необоснованная тревога над человеком и его жизнью, недооценивается.
Власть и сила, которой обладает необоснованная тревога над человеком и его жизнью, недооценивается. А ведь именно это съедающее чувство часто не дает выйти из дома, заставляет совершать странные поступки, превращает человека рационального в суеверного и мнительного, делает его зависимым от незначительных вещей, в целом ухудшает жизнь и разрушает отношения с близкими.
Необоснованная тревога, навязчивые мысли и необъяснимые поступки – все это признаки обсессивно-компульсивного расстройства. Кстати, одного из немногих психических расстройств, которое при своевременном обращении и правильной терапии, может на многие годы войти в ремиссию и перестать беспокоить человека. Разбираемся с ОКР вместе с врачом-психиатром, заведующей взрослым диспансером Ставропольской краевой психиатрической больницы №1 Валерией Ярославцевой.
– Так что же такое ОКР?
– Это хроническое психическое расстройство, которое проявляется в виде навязчивых мыслей тревожного содержания. При этом человек отдает себе отчет в том, что на самом деле, поводов для сильного беспокойства нет, но сделать ничего не может. В дальнейшем тревога подкрепляется навязчивыми или, как их еще называют, компульсивными действиями. Человек их совершает вне своей воли и желания. С помощью таких поступков он выходит из тревожного состояния, но через время все повторяется снова: тревога растет, и чтобы справиться с ней – нужно совершить определенное действие. Конечно же, подобное состояние психики, снижает качество жизни, влияет на социальные связи и эмоциональный фон человека.
– Почему появляется обсессивно-компульсивное расстройство?
– Точного ответа науке неизвестно. Это могут быть социальные факторы, колоссальное внешнее давление и стресс. Влияет и наследственность: если у родителей было ОКР, то не исключено развитие заболевания у детей. Есть исследования, подтверждающие связь ОКР с родовыми травмами. Не последнюю роль играет воспитание. Если ребенок ответственный, с «синдромом отличника», и на него постоянно давят родители, требуют высоких результатов в учебе, спорте, творчестве, это может спровоцировать ОКР. Оно возникает с 14 лет и позже, но чаще всего именно в молодом возрасте. В последнее время довольно много молодых людей приходят с симптомами этого заболевания, потому что требования социума растут, и не все могут справиться с такой нагрузкой. Когда начинаем работать с ними, подростки признаются, что боялись стать в глазах родителей неудачниками, старались хорошо учиться, все успевать, еще и в спорте побеждать. Без сомнения, учеба необходима и важна, этого никто не отрицает, но важно сохранять паритет между успехом в обществе и своим психическим здоровьем. Развитие ОКР у молодежи связано и с их тревогами за будущее и сложностью выбора профессии. К сожалению, именно очень ответственные дети подвержены такому заболеванию.
– Как ведут себя люди с ОКР?
– Симптоматика у всех разная, она связана с внешними факторами. Так, возникла волна ОКР во время пандемии, когда все боялись вируса. Тревожные мысли о том, что можно заразиться, переходили в навязчивые. Появлялось постоянное, навязчивое желание все время мыть руки, дезинфицировать и протирать. Ко мне на прием приходили женщины, которые до 300 раз в сутки мыли руки. Их кожа становилась как пергамент, но самостоятельно перестать мыть руки они не могли.
Есть навязчивые мысли и обязательные ритуалы, которые сильно влияют на уверенность человека: «если я оденусь в непривычной очередности, например, сначала брюки, а потом рубашка, то у меня день не задастся». И если человек не сделает этого, тревога будет его «грызть» весь день, и он невольно будет ожидать какой-то негативной ситуации.
– Есть ли какая-то самодиагностика? Какие собственные действия и мысли должны насторожить человека, заставить его подумать «А вдруг у меня ОКР? Нужно проверить!», и обратиться к специалисту?
– У нас у всех есть тревога, связанная с работой, семьей, разными внешними факторами. Если тревога выходит за рамки обоснования, появляется без причины, если возникают навязчивые мысли, которые не дают спокойно жить и работать, если хочется совершать иррациональные действия, чтобы снять эту тревогу, нужно обращаться к специалисту – самолечением заниматься не стоит. Важно понимать, что обсессивно-компульсивное расстройство поддается лечению. Если вовремя обратиться к специалисту, не будет морально тяжелых ситуаций, сохранится социализация. При своевременном обращении бывает достаточно психокоррекции. При более запущенных ситуациях, таких как апатия, подавленное состояние, непонятная тяжесть в груди и других соматических синдромах, подключается и медикаментозная терапия. ОКР – это хроническое заболевание, но можно достичь его стойкой ремиссии.
Родителям важно не игнорировать признаки ОКР у детей, а как можно быстрее обратиться к психологу, потом к психиатру. Дальнейшая психокоррекционная работа будет в семейном формате, и у родителей появится понимание, как вести себя с ребенком. В семье не должно быть давления. Из агрессивного социума, школы, колледжа, института, ребенок должен приходить домой в спокойную обстановку, в тихую гавань, где он знает, его всегда услышат и поддержат.
– Что будет, если не лечить ОКР?
– ОКР опасно тем, что человек в конце концов выпадает из социума. Навязчивые мысли доводят до депрессивного состояния, ничего не хочется делать и общаться с близкими. Тревожность растет. Из-за компульсивных действий человек становится малотрудоспособен и может потерять работу. У меня есть пациентка, которая имеет инвалидность из-за ОКР. Она обратилась к нам в запущенном состоянии болезни. Сейчас она не может выходить из дома. У нее навязчивые мысли, что она заразится инфекцией. Еще она боится опозориться при других, из-за того, что упадет в обморок или ее вдруг начнет тошнить. Поэтому призываю всех не стесняться, не бояться психиатров, а приходить к нам за помощью.