Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Некоторые предприниматели и компании склонны рассчитывать только на удачу в своей работе. Однако, чтобы достичь успеха, необходимо больше, чем просто удача. В тоже время, опираясь на свой опыт и правильно проведенные расчеты, можно достичь больших результатов. Сегодня, век информации, есть возможность воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений России и всего мира. Одним из наиболее эффективных способов получения необходимых знаний является маркетинговое исследование рынка. Такое исследование позволяет получить ответы на важнейшие вопросы, которые встают перед компанией или предпринимателем, создать или обновить стратегию развития организации или бренда.

Анализ рынка: цели и виды

Для проведения комплексного маркетингового анализа рынка целесообразно учитывать его структуру, наличие свободных ниш, конкурентную ситуацию и потребительский спрос. Однако не всегда имеется возможность тратить ресурсы на обработку и изучение всех этих данных, поэтому важно определить, какие цели необходимо достигнуть при проведении анализа.

В зависимости от целей анализа, можно определить предмет и выбрать метод для проведения исследования. Среди основных видов анализа маркетингового рынка можно выделить:

  • Исследование рынка на объемы (емкость), его динамику и потенциал развития.
  • Изучение экономической ситуации на рынке, его сегментирование и оценку возможности их развития, а также групп потребителей, продуктов или предприятий.
  • Конкурентный анализ рынка с определением слабых мест и преимуществ конкурентов.
  • Исследование цен и проведение общего экономического анализа рынка.
  • Оценка структуры распределения или дистрибуции продукции на рынке.
  • Изучение способов продвижения и поддержки продукта на рынке.
  • Оценка силы бренда и восприятия товара/услуги.
  • Анализ спроса и поведения потребителей, а также определение факторов, влияющих на покупку.
  • Оценка восприятия товара/услуги и удовлетворенности качеством и свойствами продуктов.
  • Определение ключевых тенденций рынка и прогноз его развития на три года.

Кроме того, необходимо учитывать, что каждая сфера бизнеса требует свой подход к маркетинговому анализу рынка. Так, можно выделить несколько сфер бизнеса:

  • B2B (бизнес для бизнеса) – взаимодействие предприятий, которое характерно для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и другие. При этом потребителими являются компании, а объемы покупок относительно высокие.
  • B2C (бизнес для потребителя) – производство, создание и продажа потребительских товаров, услуг, продуктов питания и т.д. В этой сфере потребители – физические лица, а объемы покупок могут быть небольшими.
  • B2G (бизнес для государства) – маркетинговые отношения между бизнесом и государством, осуществляемые, например, при госзакупках.
  • C2C (потребитель потребителю) – информационное и экономическое взаимодействие между продавцами и покупателями, включая продажи в соцсетях и т.д. Здесь важно учитывать участие третьих лиц – владельцев торговых площадок.

Подробный анализ рынка требуется не всегда, поэтому возможно проведение краткого среза или оценка общего состояния рынка. Но в любом случае необходим правильный выбор методов и инструментов анализа, а также последовательное выполнение ряда действий.

Инструменты для проведения анализа рынка

Определение целей анализа рынка - это лишь первый шаг в разработке полноценного плана. Следующим этапом является выбор методов и инструментов для проведения исследования, так как анализ рынка заключается в сборе информации и последующей ее обработке. Существует несколько разновидностей методов анализа рынка, которые условно можно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.

Количественные методы являются наиболее объективными и составляют более 80% всех добываемых данных. Это цифры и результаты опросов, которые позволяют понять мнение покупателя о качестве товаров и услуг, ассортимента, повышении цен и изменении требований в соответствии с влияющими факторами.

Качественные методы охватывают более мягкие данные, которые нельзя выразить цифрами. Это мнения и поведенческие факторы целевой аудитории, аналитиков и конкурентов. Таким образом, эти методы дополняют количественные исследования, чтобы предоставить наиболее полную картину ситуации.

Смешанные методы, как правило, предпочитают использовать экономически эффективные методы экономии бюджета. Они комбинируют количественные и качественные методы, такие как холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.

Кроме того, существует несколько методов сбора информации, таких как глубинные интервью с представителями целевой аудитории, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение, кабинетное исследование, а также бенчмаркинг.

После сбора данных, узнаваемость инфраструктуры рынка и потенциальных клиентов, возможно приступать к анализу и структурированию, что можно сделать с помощью таких инструментов, как расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера. Завершая анализ рынка, главной целью является разработка эффективной стратегии развития бизнеса на основе полученных данных.

Стоимость исследования рынка заложена в расходы бизнеса на повышение спроса и продаж, а также на предотвращение возможных угроз. В этой статье мы расскажем о различных методах сбора и анализа информации, которые влияют на окончательную стоимость маркетингового анализа.

В первую очередь, цена на исследование зависит от выбранного метода сбора информации. Ценовой диапазон для проведения опроса составляет от 40 000 рублей до нескольких миллионов, в зависимости от используемого метода опроса, количества вопросов в анкете и критериев отбора аудитории. Онлайн-опросы, как правило, дешевле личных, которые считаются одним из самых затратных методов получения данных. Наиболее дорогой метод – это "холл-тест", который предполагает коммуникацию с целевой аудиторией в специально отведенном помещении и/или непосредственно после тестирования респондентом товара или услуги. Цена на проведение холл-теста начинается от 180 000 рублей.

Для получения полной картины предпочтительно использовать несколько методов сбора информации. К опросу можно добавить фокус-группу, цена на которую начинается от 40 000 рублей, экспертное интервью, которое обойдется в 6000 рублей, или глубинное интервью за 3300 рублей.

Анализ данных, безусловно, также оплачивается отдельно. Краткий отчет-презентация в маркетинговой компании за 20 000 рублей могут предоставить, а полный отчет обойдется в 30 000 рублей. Сжатая информация в виде аналитической записки будет стоить порядка 9000 рублей.

Однако, некоторые маркетинговые компании могут предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, включающие в себя все статьи расходов. Например, обзор рынка около 60 000 рублей: здесь входит оценка емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, а также изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработка стратегий развития ассортимента компании. Конкурентный анализ обойдется в 55 000 рублей, а потребительский в 45 000 рублей.

Помните, что любые затраты на грамотно проведенное исследование быстро окупятся, если вы планируете использовать полученные в ходе анализа данные и строго следовать разработанной профессионалами стратегии. Цены на маркетинговый анализ могут быть высокими, но только профессиональный анализ может избавить бизнес от потенциальных угроз и принести прибыль. Убедитесь, что выбранная компания предоставляет качественные услуги, а стоимость маркетингового анализа отвечает вашим ожиданиям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *